Часть 5 - Осторожно, хрупко!

10.06.2014

Проект Андрея Сафонова

Люди в Плёсе живут кто где. Кто-то в своих собственных домах и квартирах (и таких, несомненно, большинство), кто-то в отелях, домах отдыха и просто съёмных углах (они называют себя туристами и часто количеством превосходят собственно горожан), кто-то строит или покупает роскошные особняки и называет их «дачами» (а себя, соответственно, «дачниками»), но есть и такие, кто превращает дома в музеи (каких их величать, я даже не знаю). Но и среди них выделяется Александр Иванович Тимофеев, потому что живет он в музее имени самого себя, что даже для Плёса случай не совсем обычный.

Расположен дом-музей недалеко от автовокзала на улице Льва Толстого и легко распознается по цветным витражам в окнах. Александр Иванович был и остается единственным художником в Ивановской области, кто систематически работал со стеклом. Причем работал по-крупному: его руки закрывали витражами огромные окна общественных зданий, для них же предназначались авторские люстры и светильники, а тематические вазы нередко оказывались в частных и музейных коллекциях. Увы, возраст и развал советской системы поддержки художников (для создания крупных произведений требуется наличие большого стекольного завода, которого в нашей области отродясь не было) не позволяют мастеру работать с прежним размахом.

Поэтому сохранившиеся работы он разместил в доме, который построил в Плёсе много лет назад и превратил дом в самый настоящий музей. Но творить не перестал. Сейчас Александр Иванович работает с малыми формами в технике, которую называет «стеклопластикой». О том, что это такое и как делается, мы и расскажем вам сегодня.

01.jpg

В основе произведения всегда лежит керамическая плитка, самая обычная кухонная плитка из строительного магазина. Она покрыта глазурью, которая является ничем иным, как тонким слоем стекла. Плитку расплавить нельзя, а стекло можно. Поэтому расплавленное стекло намертво прилипнет к основе.

02.jpg

Вторая составляющая – собственно стекло, цветное и не очень, годятся самые жалкие обрезки и осколки – почти всё пойдет в дело. Под воздействием температуры стекло может кардинально изменить свой цвет. Поэтому нужно заранее представлять, какое именно стекло годится для той или иной задачи. Александр Иванович пять лет отучился в Строгановке на соответствующем отделении, где мудрые и опытные преподаватели открыли ему эти практически алхимические тонкости.

03.jpg

Для работы нам потребуются инструменты:

– Пассатижи. Изначально они были одинаковыми, но со временем зубцы стерлись, превратив пассатижи в некое подобие круглогубцев, зато такими удобно закруглять края осколков.

04.jpg

– Резаки. Они могут быть разными, каждый для своей цели.

– Пинцет.

05.jpg

Перед сложной работой лучше нарисовать эскиз.

06.jpg

Но для нас с вами, дорогие читатели, Александр Иванович изготовит «стеклопластическое» яблоко, а яблоки он как орехи щелкает!

Яблоко красное, значит, берем кусок красного стекла, обрезаем, обкусываем, кладем на плитку.

07.jpg

08.jpg

09.jpg

В целом весь процесс из этих трех операций и состоит: обрезаем, обкусываем, кладем на плитку. Операции довольно опасные – осколки имею очень острые края, легко обрезаться, что вскоре и произошло с нашим героем. Из пальца брызнула кровь, но мастер даже глазом не моргнул – приложил на полминуты какую-то не слишком стерильную на вид тряпочку и снова за работу

10.jpg

11.jpg

12.jpg

13.jpg

Постепенно яблоко обретает объем, появился разрез, видны сердцевинка и зернышки. Меня как фотографа особенно тронул молочный осколок на темной половинке. Как думаете, для чего он здесь? Правильно, это будущий блик!

14.jpg

15.jpg

И какое же яблоко без листиков на черенке?!

16.jpg

Видя такое отношение к деталям, интересуюсь, смог бы Александр Иванович логотип «Apple» изготовить в такой технике? «Эпл?» – переспрашивает художник, – не понимаю, о чем ты говоришь!» Пришлось показать Iphone с откусанным яблоком на боку. «Ах, это... Конечно, бы смог, если б обратились. Я в такой технике герб города Иваново изготовил, а там работа посложней, все-таки женщина с прялкой, а тут яблоко! Но пока не обращались...»

17.jpg

Постепенно наш apple обрастает окружением. Процесс напоминает выкладывание мозаики, и я интересуюсь, получится ли у меня, если я тоже захочу попробовать? «Конечно, получится, ничего сложного! Только сначала пять лет в Строгановке отучись...»

18.jpg

19.jpg

В таком виде нашу мозаику уже можно отправлять в печь. Печи сейчас в магазинах на загляденье: с регулировкой мощности, температуры и времени обжига, но Александр Иванович работает по старинке. Выдрал из школьной лабораторной муфельной печи все «лишние» детали и томит в ней свои изделия около четырех часов.

20.jpg

Пока плитка печётся, можно заняться подготовкой подложки. Деревянная кухонная доска подойдет прекрасно!

21.jpg

После печки плитку можно порезать на несколько кусков, художественно обломать края и приклеить на деревянную заготовку: получится очень симпатичное кухонное украшение. Такие доски очень популярны у туристов из столицы, некоторые приезжают почти каждый год и берут по нескольку штук для подарков. Как обычно, интересуюсь ценой. Просто плитка с яблоком стоит полторы тысячи рублей. Наклеенная на доску – две.

22.jpg

Я закончил съемку, но не сразу покинул гостеприимный дом. Хозяйка угощала вкусностями с огорода, хозяин предложил для дегустации настоечку из собственной малины. Обязательно вернусь сюда для более серьезного и подробного разговора!


Смотрите и читайте другие мастер-классы по плесским ремеслам:

Часть 1 — «Родовая ватрушка»

Часть 2 — Лучший в пастели

Часть 3 — Властелин колец

Часть 4 — Мастер чувильки


Короткая ссылка на новость: http://pliosvestnik.ru/~XnhyF


Свежий номер в PDF

Плёсский вестник №106

Загрузить...

Наши колумнисты



Уравнение с двумя неизвестными

Как украли картины Левитана — наш комикс.




Предыдущие выпуски