Китайский пляж

01.08.2014

Текст: Сергей Ложкин
Фото: Юрий Комаров

Песок – символ вечности и тщетности преходящего. Новый плесский пляж в районе отеля «Фортеция Русь» строится по монументальным канонам, словно призванным затмить классические левитановские пейзажи. По странному стечению обстоятельств пляж сильно напоминает Врата Небесного Спокойствия в Пекине.

Проплывая вдоль берега Волги, внезапно можно ощутить себя в Пекине, а именно – у входа в Запретный город. Конструкция второго городского пляжа, которую сегодня возводят подрядчики в рамках федеральной целевой программы развития внутреннего и въездного туризма, очень напоминает ворота Тяньаньмэнь, ведущие в Запретный город, древнюю резиденцию китайских императоров. Их еще называют Вратами Небесного Спокойствия. Волей-неволей создатели пляжа попали в точку. Их произведение вполне может претендовать на статус ворот в запретный город Плёс, который с каждым годом становится все более элитным и пафосным. А небесное спокойствие должно быть неотъемлемым свойством людей, осваивающих без малого 42 миллиона рублей на возведение столь замысловатой конструкции. В самом деле, городской пляж за музеем пейзажа, торжественно открытый Михаилом Менем в 2011 году, обошелся «всего» в 9 с лишним миллионов рублей. Новое же творение хоть и планируется в два раза большим по площади, по цене обойдется почти в 5 раз дороже. Вот уж действительно, строить его должны только те, у кого на душе очень спокойно.

Очертания пляжа делают его похожим и на мавзолей, в котором должен покоиться кто-то великий. Наверное, в данном случае это должен быть Исаак Левитан. Но он вряд ли остановился бы в этих местах, чтобы запечатлеть петропавловскую церковь, если бы увидел издалека эти монументальные очертания, отвлекающие на себя внимание от гармонии волжской природы.

Поэтому воротам в запретный город не остается ничего, как взять на себя функцию советского мавзолея времен развитого социализма: они могли бы быть трибуной, с которой некоторые плёсские дачники принимали бы парады в честь открытия очередного музыкального или модного фестиваля.

Врата́ Небе́сного Споко́йствия (Тяньаньмэнь) – главный вход в императорский дворец, также известный как Запретный город, в Пекине.

Конструкция второго городского пляжа Плёса, которую сегодня возводят подрядчики в рамках федеральной целевой программы развития внутреннего и въездного туризма, очень напоминает ворота Тяньаньмэнь, ведущие в Запретный город, древнюю резиденцию китайских императоров.


Столь величественному монументу требуется соответствующий антураж. Если первый городской пляж огорожен высоким забором, который перекрывает вид на Волгу прогуливающимся по набережной гостям города, то новый пляж на правах врат в запретный город должен быть огорожен еще и рвом, наполненным плёсскими копчеными лещами, которые набрасываются на тех, кто не проходит фейсконтроль, и добровольно запрыгивают в руки тем, кто получил пропуск в императорский дачный кооператив.

А если серьезно, то новый плёсский пляж должен был принять первых гостей в заканчивающемся июле. Но на носу Илья-пророк, а работы всё еще далеки от завершения. Подрядчик кормит власть и жителей завтраками уже второй год. Вроде бы все давно сыты по горло и ждут, когда же ориентальный монумент превратится во что-то легкое и ненавязчивое, похожее на место для непринужденного летнего отдыха. Но пока перед нами лишь нечто, более пригодное для военных парадов.

Ильин день, как известно, означает в русской традиции окончание купального сезона. А это говорит о том, что в этом году новый пляж смогут опробовать, скорее всего, моржи или как минимум люди закаленные. Однако пляж-долгострой, похоже, застрял в своем вечном дне Ильи-пророка. Символ тому – волжская вода в акватории Плёса.

По народным поверьям, купаться с этого дня запрещалось по причине того, что в воду возвращается всякая нечисть (черти, русалки, волос – с Иванова дня и до сих пор они были на суше, где их молниями отстреливал Илья-пророк). Поэтому купание становится чревато появлением нарывов и фурункулов на теле, а в отдельных случаях вообще утоплением нечистью. Ильин день считается календарной границей сезонов, когда в природе появляются первые признаки осени и меняется поведение зверей, птиц и насекомых. Аналогичные приметы характерны для многих других дней августа и сентября. Например, болгары в Страндже говорили, что в этот день Илья надевает первый из своих семи кожухов и поворачивается в сторону зимы, а в России считалось, что «на Илью до обеда лето, а после обеда осень». В плёсской Волге же местные жители стараются не купаться даже жарким летом, потому что знают о «нечисти», которая стекает в реку. Правда, нечисть эта иной природы, а именно – рукотворной. Неэлитные дачники, живущие на берегах Шохонки и на набережной великой русской реки (а есть и такие) давно жалуются на этот весьма нелицеприятный фактор. Что и говорить: если в домах нижнего Плёса открыть кран, в нос ударят «затхлость и болото». В общем, почему бы Илью-пророка не сделать покровителем Плёса: ведь город всегда находится на перепутье между фурункулами и ожиданием их исцеления?

Можно долго придумывать метафоры и символы, отражающие особенности современного прибрежного строительства в Плёсе, однако происходящее действительно страшно. Если через год-два туристы и просто ценители волжских красот не смогут узнать классический плёсский вид, это будет означать лишь то, что за какой-то миг по историческим меркам город потерял всю ту эстетическую ценность, которую взращивал как минимум с XIX века. Эволюция дается большим трудом, а прекратить ее ход можно парой широких мазков.

Неужели Китайский пляж останется на ближайшие десятилетия новым символом Плёса, мощным, федерального масштаба, памятником расточительству и недомыслию? Если пародийную статую Левитана, больного водянкой, можно, в конце концов, просто спрятать куда-нибудь на хоздвор, куда спрячешь сотни тонн и кубометров этого нового позорища?

Короткая ссылка на новость: http://pliosvestnik.ru/~P69re


Свежий номер в PDF

Плёсский вестник №106

Загрузить...

Наши колумнисты



Уравнение с двумя неизвестными

Как украли картины Левитана — наш комикс.




Предыдущие выпуски