Левитан уехал навсегда?

Левитан уехал навсегда?
07.08.2014

Кража века из Плёсского музея Левитана была насколько неожиданной, настолько и предсказуемой. Город оказался не готов к визиту преступников, не выучив уроки прошлого.

В ночь на 5 августа из плёсского музея Исаака Левитана были похищены пять оригинальных полотен художника: «Полустанок», «Розы», «Овраг с забором», «Речная заводь (Прудик)» и «Тихая речка» на общую сумму 77 миллионов рублей. Система защиты последнего поколения, по заверению ответственных лиц, была исправна и сработала, но преступникам всё равно удалось беспрепятственно украсть картины.

Катастрофа, как правило, происходит тогда, когда этого меньше всего ожидаешь. Однако когда она уже наступила, понимаешь, насколько очевидной и даже неизбежной она была. За две недели до того, как пять картин Исаака Левитана были дерзко похищены из музея имени мастера, никто не обращал внимания на перепады с электричеством, оставившими со сгоревшими электроприборами Варваринскую улицу, а в ночь трагедии – без света всю набережную. За неделю до трагедии никто не обратил внимания на гоночные мотоциклы, которые стали регулярно ездить мимо главных плёсских музеев и культурных достопримечательностей. Зато утром 5 августа все намеки вспомнились сразу. Полиция твердила, что предупреждала руководство музея-заповедника о том, что помимо суперсовременной системы безопасности на окна давно нужно было установить элементарные решетки, а чиновники в растерянности пожимали плечами и говорили, что охрана уложилась в нормативы и приехала на место происшествия вовремя.

Как бы то ни было, но красноречивым ответом на все оправдания была зияющая пустота верхней секции окна, через которую преступники проникли в музей и вынесли пять картин.

Мотобанда на Kawasaki

Похитителей было двое, и о них уже рассказывают легенды. Музейные работники вспоминают, что видели подозрительную парочку на экскурсиях незадолго до катастрофы. Люди, «знакомые с ситуацией», говорят, что в злополучную ночь похитители прятались в кустах, выжидая оптимальное время для атаки. Даже голые факты показывают, что преступники были едва ли не суперменами, попавшими в Плёс прямо из голливудского фильма. В 3.08 двое злоумышленников закрасили черной краской из баллончика камеры наружного видеонаблюдения музея, разбили верхнюю часть второго фасадного окна кувалдой (по версии полиции) или выломали раму (по версии, выдвинутой общественностью), забрались внутрь, сорвали пять картин, сели на мотоцикл, предположительно марки Kawasaki, и уехали.

Трехступенчатая система сигнализация сработала, и когда преступники проникали через окно, и когда срывали картины в рамах с держателей. В 3.12 на место приехала вызванная по сигналу тревоги вневедомственная охрана. Полиция перекрыла выезды из города. Однако к этому моменту самое страшное уже произошло. На всю операцию у преступников ушло около минуты!

Мистических похитителей все-таки сняла камера видеонаблюдения, установленная в самом помещении, однако увидеть лица на этих кадрах не представляется возможным: преступники постарались замаскироваться.

Примечательно, что уезжавшие с картинами воры проехали мимо направлявшихся на место происшествия полицейских, но те их не остановили. Кадры с городских камер видеонаблюдения, показывающих мчащийся мотоцикл, также опубликованы.

Национальная утрата

Плёс потерял пять работ кисти Исаака Левитана: «Полустанок», «Розы», «Овраг с забором», «Речная заводь (Прудик)» и «Тихая речка». Это пятая часть всех картин, выставленных в музее. «Полустанок» (1880-е годы, размер 21*25 см) относится к ранним работам мастера, в ней он одним из первых в русской живописи попытался выразить своеобразную поэзию железной дороги. Этюд «Овраг с забором» (18,8*32 см) относятся к многочисленным штудиям 1880-х годов, когда Левитан работал с огромной энергией, изучая ландшафт в его деталях, в мельчайших подробностях. Натюрморт «Розы» (1894 год, 25*33,5 см) написан в свободной манере, широкими мазками, с той неуловимой свежестью и непосредственностью, которая обычно неповторима. Небольшой по размерам (19,5*30 см) и предельно простой по мотиву этюд «Речная заводь (Прудик)» относится к последнему периоду творчества мастера, отражает тему деревни и необычайно богат по гамме зеленого цвета, тончайшим градациям тона. К этому же периоду можно отнести и работу «Тихая речка» (1899 год, 16,6*27).

Считается, что ущерб, нанесенный музею, составляет примерно 77 миллионов рублей. Но эта цифра, конечно, условная. Ущерб, нанесенный культурному богатству Плёса и культуре всей России, вряд ли можно выразить в цифрах.

С бытовой точки зрения можно сказать, что похитители забрали небольшие картины, которые было легко сложить вместе, вытащить через разбитую часть окна и незаметно вывезти на мотоцикле.

Без полицейского прикрытия

Утро после катастрофы было сродни похмелью. Стало понятно, что преступление стало следствием фантастической халатности буквально на всех уровнях власти.

Областное УМВД главную причину катастрофы увидело в отсутствии решеток на окнах. Но умолчало о том, что несколько месяцев назад в Плёсе сократили полицию, её теперь вызывают из Приволжска. Здание пункта полиции, которое находится на набережной в считанных десятках метров от музея, практически пустует, там по ночам остается один человек. Город-курорт остается, странным образом, вообще без непосредственного полицейского прикрытия.

Со своей стороны, руководство Плёсского музея-заповедника сообщает, что окна в здании – противоударные, особой прочности. Но как можно выбить такое окно буквально за несколько секунд? Правительство области заявляет, что охрана приехала на место преступления вовремя. Но как она может приехать вовремя, если годовой договор об охране здания на 600 с лишним тысяч рублей заключен с отделом вневедомственной охраны по Приволжскому району, который квартирует в Приволжске? Такая дистанционная помощь полностью нивелирует те многомиллионные затраты на новейшую систему сигнализации, установленную в 2010 году. Дежурная машина приволжской вневедомственной охраны, получив сигнал из музея Левитана, ехала к музею откуда-то из верхней части города, вот и получились в результате эти по плёсским меркам очень медленные четыре минуты. Даже если ехать со скоростью 60 км/ч, четыре минуты – это четыре километра, весь Плёс из конца в конец...

То же самое окно!

Плёсские музейщики наступают на одни и те же грабли далеко не первый раз. Тому, как люди не желают учить уроки, остается только сокрушённо удивляться! ТО ЖЕ САМОЕ окно разбивали около года назад, но тогда преступникам помешала, по официальной версии, «система защиты последнего поколения», а по факту – наряд, который, в отличие от нынешнего раза, находился в здании полиции на набережной. Тогда правоохранители возбудили уголовное дело по статье «хулиганство», решив почему-то, что окна в государственном музее с картинами общей оценочной стоимостью под 250 миллионов рублей бьют исключительно с целью повредить стёкла. Святая простота! Или лень? Как бы то ни было, серьезных выводов никто не сделал. Интересно, однако: если ударопрочное стекло ЭТОГО окна уже разбивали год назад, его, получается, после этого заменили на столь же несокрушимое? И успокоились? И вдобавок отвели подальше охрану?

Этюд «Розы», ставший одной из пяти украденных картин, впервые похищали из музея Левитана 19 лет назад, в 1995 году, еще до суперсовременных охранных систем. Но тогда милиция была к музею ближе, энергичнее, и по горячим следам (а точнее, по следам на снегу) преступника задержал Анатолий Михайлов, только что назначенный начальником горотдела.

Но самое громкое ограбление в новейшей истории Плёса произошло десять лет назад, в 2004 году. Через незащищённое окно второго этажа злоумышленники ночью забрались в Музей пейзажа. Они похитили картину Шишкина «Луг на опушке леса. Сиверская» и бесследно скрылись на моторной лодке. Но через год в Москве ничего не подозревавший покупатель украденной картины принёс её на экспертизу в мастерские Грабаря. Это стало настоящим чудом: 16 декабря 2005 года картина Ивана Шишкина вернулась в Музей пейзажа. Был устроен приём-концерт...

Музей за решётку

После катастрофы Плёс в одночасье стал другим. На лихом мотоцикле отсюда умчалась часть левитановского духа. Главная трагедия заключается в том, что произведения мастера перестали быть народным достоянием. Теперь ими, скорее всего, будет наслаждаться тайный коллекционер. По крайней мере, версию похищения по заказу, полиция пока считает главной. Преступников не удалось поймать по горячим следам. Они покинули город и растворились во мраке ночи вместе с частью плёсской души. Если версия о заказе верна, то даже самым лучшим сыщикам московского уголовного розыска, призванным помочь ивановским коллегам, будет очень сложно выйти на исполнителей и заказчика. Вся надежда на ангела-хранителя, который всегда помогал Плёсу и возвращал похищенные картины в музеи.

А сам музей Левитана, очевидно, скоро попадет за решетку – о намерении закрыть решетками окна уже заявило руководство музея-заповедника. Кроме того, будет решаться вопрос о круглосуточной «стационарной» охране здания. Однако потерявши голову по волосам не плачут. Выводы нужно делать куда более серьезные – соответствующие масштабу трагедии.


Ян БруштейнЯн Бруштейн

Кандидат искусствоведения. Стихи и рассказы печатались в крупнейших литературных изданиях. Автор семи поэтических книг. Член Союза российских писателей и Союза писателей XXI века. Лауреат премии «Поэт года».

– Потеря оригиналов Левитана для Плёса – событие трагическое. Без них чудесный и любимый город словно бы теряет душу и становится одним из многих. Именно присутствие подлинного Левитана охраняло Плёс от слишком ретивых реорганизаторов и модернизаторов, было символом его уникальности и неповторимости.
Для меня в этом событии слишком много странного. Почему столь ценные картины не имели непосредственной ночной охраны? Почему эти произведения экспонировались в зале с незащищёнными окнами, не усиленными решетками? Почему так далеко находилась база охраны, если рядом расположено отделение полиции?

Я уверен, что это тщательно спланированное преступление было невозможно без содействия человека, по крайней мере близкого к музею.

Остаётся только надеяться на успех следствия.


Травкин Павел НиколаевичПавел Травкин

Директор частного плёсского Музея древнерусской семьи, краевед, истокри, археолог.

– Бренд Левитана развивает Плёс, он его кормит – буквально. В городе нет иной статьи экономики, кроме туризма.
Другое дело – потрясающая халатность и безответственность совершенно конкретных людей, отвечающих за заповедник как национальное достояние. Если десять лет назад вот так же разбили музейное окно, на котором не было решётки, и украли картину Шишкина – для кого первого это должен быть урок?
Но заповедник на сегодняшний день лишился не только значительной части своей коллекции полотен Левитана. Изрядно уменьшились, подверглись порче и расхищению охраняемые земли и пейзажи (цена им, кстати, больше, чем украденным картинам). С каждым годом усиливается искажение исторического ландшафта, уничтожение археологических памятников.

И почему-то не руководство Плёсского музея-заповедника, а общественность упорно защищает Плёс от идиотских затей, вроде канатной дороги к церкви «Над вечным покоем». А безобразные пляжи, покалечившие лицо левитановского Плёса, – на чьей они совести?
Получается, что нынешняя администрация музея-заповедника – а вкупе и нежно опекающее её областное «культурное» руководство – сегодня не в состоянии сберечь ни доверенные им картины великого художника из государственного музейного фонда Российской Федерации, ни знаменитые левитановские пейзажи Плёса. А уж слова академика Лихачёва о том, что вся волжская панорама Плёса должна охраняться как общероссийское достояние, забыты напрочь.

Пару слов о стёклах в музейных окнах. Про «пятую степень прочности стёкол» на Музее Левитана нужно было написать крупными буквами, а то грабители не знали. Глядишь, испугались бы и не стали разбивать. А может быть, ребята трезво мыслили и рассудили – вот как я сейчас: если большие деньги заплатили как за пятую степень, то это совсем не обязательно значит, что именно такие суперстёкла поставили в действительности... Может быть, грабителей вдохновил наглядный пример с «Присутственными местами»: потратили на их ремонт подозрительно много, а после помпезного открытия уже пришлось снова ремонтировать. В общем, то ли деньги неправильные присылают, то ли, как говорил Жванецкий, надо что-то подправить в местной филармонии.
Что же касается общей ситуации с развитием инфраструктуры туризма и безумной тратой громадных денег в обход первейших туристических нужд Плёса (и в обход программы, подписанной В.В. Путиным) – тут уж не я должен задавать вопросы, а люди в форме и с большими звёздами на погонах.


timofeev.jpgМихаил Тимофеев

Доктор философских наук, профессор кафедры философии ИГУ, главный редактор сетевого научного издания «Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований»

– Кража Джоконды, насколько мне известно, как раз и сформировала интерес к ней. Так что эта беда подстегнёт и без того немалое внимание СМИ к Плёсу. Дело тёмное, много странных случайностей. Любопытно, что в ленте новостей сразу обозначили стоимость похищенного. Для городка, приманивающего миллионеров, симптоматично...


Галина Чурак, заведующая отделом живописи 2-й половины XIX – начала ХХ вв. Третьяковской галереи

– Увы, это не первый и не последний раз, когда происходят подобные кражи. Левитан прославил эти места, в Плёсе он работал на протяжении двух лет. Для такого небольшого и душевного мемориального музея, как в Плёсе, кража картин – невосполнимая потеря, хотя я уверена: эти вещи найдутся. Музей по крупицам, с большой любовью собирал свою коллекцию, у них не так много работ художника. А по поводу кражи и возможной продажи. Сегодняшний мир настолько проницаем, что предполагать, что кража совершена для продажи на аукционе, нелепо. Все музейные экспонаты хорошо известны. Возможно, украденные картины будут долгое время прятать под спудом, или это заказ безумного коллекционера. Или совершили кражу совершенно безбашенные люди, которые не понимают, что они сделали. Похищать картины таких выдающихся мастеров, как Исаак Левитан, абсолютная глупость.


Закаменная ЕкатеринаЕкатерина Закаменная

Директор Плёсского государственном историко-архитектурном музея-заповедника (1987 по 1996 год включительно). Краевед, автор ряда статей по краеведению и книг «Плёс. XX век» и «Плёс. Страницы истории»:

– Не знаю, почему столько странностей и нелепостей в жизни Плёса в последнее время. И что это за ужасные разглагольствования, и чьи они, об устаревшем «бренде» Левитана? На этих брендах и в поисках их, говоря просторечным русским языком, люди воистину сбрендили. Перестали любить высокую поэзию, слава богу, ещё не все. Губить в Плёсе левитановские пейзажи и тратить на это большие государственные деньги. Что за дьявольская сила сейчас губит душу? Когда-то, только заступив на должность директора музея-заповедника, я позволила себе дерзость заявить, что в таких местах, как Плёс, живёт тонкая и трепетная душа России. Было такое сравнение, говорили же, что Петербург – голова, Москва – сердце, Нижний Новгород – карман России. Но именно душу кто-то норовит мучить, терзать, выворачивать наизнанку. У нас стала уже виртуальная дружба и виртуальная любовь. Но ведь божий мир прекрасен, а человек теряет с ним связь. Прав Ян Бруштейн: земля прекрасна, а вот нас бы с неё прогнать. А кражи музейных ценностей в Плёсе происходят с каким-то фатальным постоянством, и всё нам не в урок. В других музеях украденное редко возвращается, а нас до сих пор Господь спасал, – всё находилось. Но ничто не может продолжаться бесконечно.


Цифры:

  • За помощь следствию в розыске преступников обещано от 500 тысяч до 3 миллионов рублей.

  • Максимальная скорость мотоцикла Kawasaki ZZR 1400 - 320 км/ч. Максимальная скорость ВАЗ-2114 (машины полиции) - 175 км/ч; по факту - 150 км/ч.

  • Работа Исаака Левитана "Иллюминация Кремля" в 2007 году была продана за 3 миллиона 190 тысяч долларов.



Бывший начальник плёсской милиции Василий Гонзюк вспоминает о том, как была раскрыта кража картин из музея Левитана в 90-е годы, и рассуждает о том, что помешало предотвратить преступление 2014 года. Читайте здесь.

Историю событий наглядно отражена в нашем комиксе "Уравнение с двумя неизвестными".

Короткая ссылка на новость: http://pliosvestnik.ru/~u8dyN


Свежий номер в PDF

Плёсский вестник №106

Загрузить...

Наши колумнисты



Уравнение с двумя неизвестными

Как украли картины Левитана — наш комикс.




Предыдущие выпуски