Левитановский музыкальный фестиваль: вехи пути

25.09.2014

«Плёсский вестник» составил краткий конспект летописи главного культурного события в жизни Плёса.

Началось всё с идеи, зародившейся в Плёсе в 2004 году, когда об уникальном опыте возрождения старинных плёсских домов в рамках проекта «Потаенная Россия» впервые написал журнал «Мезонин». Именно его главный редактор Наташа Барбье (сегодня она ведёт передачу «Идеальный ремонт» на Первом канале и недавно опять приезжала в Плёс!) первой заговорила с инициатором проекта «Потаенная Россия» Алексеем Шевцовым о том, что левитановскому Плёсу очень подошёл бы камерный фестиваль классической музыки по примеру тех, которые проводятся в маленьких старинных европейских городках.

Мысль поддержал влиятельный журналист Игорь Порошин, автор знаменитой формулировки: старинные дома по проекту «Потаенная Россия» отремонтированы так, как будто в нашей стране не было революции. Порошин познакомил двух Алексеев — Шевцова, плёсского инвестора и мецената, и Гориболя, известного российского пианиста и деятеля культуры.

Историческая встреча Шевцова и Гориболя произошла в Петербурге, в Мариинском театре, в феврале 2008 года. В кафе наискосок от входа в театр они в течение двух часов, засидевшись заполночь, наметили план будущего музыкального события, которое, как оказалось, уже через несколько лет превратится в одну из незыблемых плёсских традиций...

В снежном марте 2008 года Алексей Гориболь впервые приехал в Плёс. С ним был Эндрю Гудвин, австралийский тенор, исполнитель партии Ленского в новой постановке Большого театра. Состоявшийся в Дачном театре мартовский концерт Гудвина и Гориболя стал предвестником Первого Левитановского фестиваля, зазвучавшего в старинном зале на волжском берегу в сентябре 2008-го...


I Левитановский фестиваль


Коммерсантъ

СЕРГЕЙ ХОДНЕВ

«В волжском городке Плес проходит первый Левитановский музыкальный фестиваль — наш ответ камерно-музыкальным форумам, давно уже обжившим европейские городки и деревеньки из тех, что поживописнее. … Идее музыкального фестиваля в Плесе уже несколько лет, и все это время ее многое подогревало. Сам городок, знаменитый на всю Россию щемящей красотой окрестных пейзажей,— раз. Культурные ассоциации (прежде всего Левитан, но также и Шаляпин, живший неподалеку на даче) — два. Материальная сторона дела — три: лет десять назад живописной бревенчатой руиной выглядел весь город, сейчас приходящий в себя и получающий потихоньку и отреставрированные дома, и инфраструктуру…»


Российская газета

ЕЛЕНА ЧИШКОВСКАЯ

«Алексей Гориболь: В последние годы Плес стал привлекать все больше гостей и туристов. Алексей Шевцов, президент и патрон нашего фестиваля, вложил в город не только огромные средства, но и вкус, и настоящий талант: были отреставрированы городские усадьбы, составившие гостиничный комплекс "Соборная слобода", был открыт Дачный театр имени Шаляпина, где сейчас проходят концерты. Сложилась инфраструктура, и тут же возникла необходимость духовного наполнения этого изумительного места…»


II Левитановский фестиваль


Коммерсантъ

СЕРГЕЙ ХОДНЕВ

«…Резиденциями таких фестивалей часто становятся крохотные старинные городки, иногда почти деревеньки, спокойные, опрятные и уютные. Таков швейцарский Вербье, небольшой горнолыжный курорт, ставший тем не менее местом проведения престижного фестиваля даже не совсем камерных масштабов, участвовать в котором принято считать почестью. Таковы норвежский Ризер, где проводит свой международный камерный фестиваль знаменитый пианист Лейф Ове Андснес, и австрийский Локенхауз, где проходит собственный же фестиваль Гидона Кремера. Примеров, словом, много, с нашей стороны аналогов им почти не набирается, и проще было бы успокоиться на том, что такие аналоги, вероятно, по нашим условиям и не нужны. Оказывается, нужны. Нынче осенью прошел во второй раз организованный в прошлом году Левитановский фестиваль в Плесе, и получилось, что это самое великорусское из наших курортно-туристических мест довольно аккуратно и дельно откликается на буржуазно-европейскую фестивальную практику. Несмотря на уютно-неформальную атмосферу, работает фестиваль на очень хорошем уровне: такая программа как минимум не потерялась бы и в московских условиях…»



Орфей

«Уездный русский белокаменный город Плёс – живописный край Ивановской губернии. Именно там, на берегах могучей русской Волги в минувшие выходные открылся второй Левитановский музыкальный фестиваль. Десятилетний труд по возрождению Плёса достиг такой ступени, как Левитановский фестиваль. Плёс на наших глазах становится одним из духовных центров России…

…Доминантами этих концертов стали сочинения Бриттена и Шостаковича - двух друзей, двух великих корреспондентов. Известно, как Бриттен восхищался Шостаковичем, и вообще в принципе даже влияния его чувствуются во многих сочинениях, в частности в виолончельной сонате. И в свою очередь Шостакович всегда с нежностью, с огромным коллегиальным высоким чувством отзывался о Бенджамине Бриттене. И вот эти две доминанты – это уже внутренняя связь…»


III Левитановский фестиваль


Орфей

ВИКТОР АЛЕКСАНДРОВ

«..В этом году Плёс отмечает свое 600-летие. Основные торжества состоялись в июне. Но в Плёсе – городе, который сохранил ауру провинциального русского городка XIX - начала XX веков, слушать такую музыку особенно уместно. Фестиваль традиционно возносит слушателей к высотам классической музыки, он утверждает ту линию развития Плёса, которая говорит о том, что Плёс – это символ русской провинции. И хотя город очень маленький, крошечный, он утверждает величие России – в малом плёсском видится великое. Поэтому Левитановский фестиваль не делает никаких уступок качеству приглашаемых исполнителей, уровню музыки, и, в общем, у фестиваля в развитии Плёса прослеживается вполне градообразующая роль…»

«...преамбулой фестиваля стал концерт хора Смольного собора под управлением Владимира Беглецова в Успенской церкви. Петербургский коллектив исполнил фрагменты из «Литургии Святого Иоанна Златоуста» Петра Ильича Чайковского.

В программе нынешнего фестиваля сразу несколько знаменательных дат. 150-летие Исаака Левитана и Антона Чехова. 170 лет со дня рождения Петра Ильича Чайковского. И 55 лет Леониду Десятникову, чей авторский вечер станет финальным акцентом осеннего смотра...»


IV Левитановский фестиваль


Ведомости

ПЕТР ПОСПЕЛОВ

Четвертый левитановский музыкальный фестиваль в Плесе доставил на берег Волги мировую культуру и охочую до нее столичную публику

Музыкальному руководителю фестиваля Алексею Гориболю удается составлять программы, вместе глубокие и доступные. В них могут сочетаться шлягеры и редкости, трагическое и беззаботное, простое и сложное. Таков в этом году был заключительный фестивальный гала-концерт «Счастье мое…», в течение которого руководитель не покидал места у рояля, причем по более чем уважительной причине: этим концертом отмечалось его 50-летие.

«… линию просвещенного европеизма в концерте гнули и Олег Рябец итальянскими и английскими ариями Генделя и Перселла, и звонкая Олеся Петрова французским Форе и итальянским Масканьи. Все готовили смысловую кульминацию концерта, которая наступила, когда Эндрю Гудвин запел «Средь шумного бала» Чайковского по-русски — с легким акцентом, идеально по вкусу. Устами иностранца русская культура вернулась на землю, прославленную Левитаном и Шаляпиным, освеженной, словно сейчас выкупалась в Волге…»

«…сквозной нитью в программе тянулись рекомпозиции — перелицовки одних композиторов другими. Олег Рябец пел нежным как крем сопрано арии Перселла в обработке Бриттена — воплощение самого дендизма. Полина Осетинская вместе с юбиляром смаковала классическую сонату Моцарта с романтическими приписками Грига — тот случай, когда талантливая вульгарность, освященная временем, вызывает лишь благодарную улыбку. Скрипач Владислав Песин и виолончелист Рустам Комачков присоединились к Гориболю в Адажио Моцарта — Пярта, посвященном памяти Олега Кагана: здесь обращение к гению прошлого из нынешних времен рассказывает об утрате, не только утрате человека, но и гармонии вообще. И наконец, в финале программы прозвучали два танго, «Счастье мое» Розенфельда и «Утомленное солнце» Ежи Петербуржского, оба в обработке Леонида Десятникова, — манерные кунштюки, образцы виртуозной работы профессионала-академиста с ностальгическим ширпотребом...»


Новые известия

МАЙЯ КРЫЛОВА

«…тут место волшебной красоты, славное великой рекой, резными домиками, легендой Левитана, вкуснейшим копченым лещом и отменной экологией. Недаром композитор Леонид Десятников сказал: «Плес – это Россия, которая ждет нас на небесах». Но это и «городское поселение» без промышленных предприятий с 3 тыс. жителей, живущее туризмом. А для приезжающих отдыхать Плес – повод для релаксации и объект ностальгии, что-то вроде барской дачи на воде, с приметами российской жизни до 1917 года…»

«…Неожиданным для многих стал вечер «Кабаре Людмилы Петрушевской». Не все знают, что знаменитая писательница в последние годы выступает как певица, со своим ансамблем, чередуя немецкие песни и французский шансон…»


V Левитановский фестиваль


РИА Новости

«…Пятый Левитановский фестиваль классической музыки состоялся в ивановском городе Плёс с 21 по 23 сентября в новом Левитановском культурном центре. В этом зале совсем другое качество звука. Подобных камерных площадок со столь подходящими для концертов характеристиками мало в России. Фестиваль открылся концертом «Музыка для всех нас». В первом отделении прозвучали произведения Бетховена, Генделя, Шумана, Чайковского и Шостаковича, а во втором отделении музыканты исполнили свои любимые произведения в формате гала-концерта. В заключительном концерте фестиваля участвовал скрипач Назар Кожухарь, исполнивший сочинения Джона Кейджа, Арво Пярта, Стива Райха и Чарли Чаплина. Завершил фестиваль квинтет имени Альфреда Шнитке…»


Орфей

ВИКТОР АЛЕКСАНДРОВ

«…В Дачном театре им. Шаляпина развернута экспозиция картин художницы Ирины Корсаковой из цикла «Детские игры», приятным дополнением к которой послужил воскресный клавирабенд петербургской пианистки Полины Осетинской. Постоянная участница левитановских осенних уикэндов очаровала своей непритязательной программой, составленных из Колыбельных разных композиторов: Шумана, Чайковского, Десятникова и Сильвестрова. Полина Осетинская склонна к экспериментальным идеям в своих концертных программах, проект Колыбельных песен, как сама признается, вынашивала уже несколько лет…»

«…изюминкой Левитановского фестиваля стало участие известной литовской актрисы Ингеборги Дапкунайте в музыкально-поэтической композиции на стихи Веры Павловой с музыкой П.И.Чайковского и М.Мусоргского. Композиция посвящена светлой теме детства...»


VI Левитановский фестиваль


Ведомости

ДМИТРИЙ ЦИЛИКИН

«Левитановский фестиваль в Плесе прошел в шестой раз и подтвердил свою репутацию одного из самых стильных камерных музыкальных проектов страны…»

«…с прошлого года фестиваль поселился в новооткрытом Левитановском культурном центре. Располагается он на волжской набережной возле Дома-музея Левитана, великий художник — один из градообразующих брендов Плёса кроме пейзажей и церквей. В старом здании, где что только ни квартировало, от гимназии до интерната и склада, убрали перекрытия, в результате получился пустой двухсветный зал: две стены — ряды ничем не задрапированных окон. Из которых открывается головокружительной красоты вид на Волгу, хрестоматийную золотую осень, желтые березы, туман, меркнущее небо — кажется, будто сумерки наступают не сами по себе, а в качестве перформанса под звучащую в зале музыку…»

«…И уж совсем на сладкое приготовили литературно-музыкальную композицию: guest star фестиваля Данила Козловский читал Куприна и Тургенева под аккомпанемент Гориболя. Надо сказать, знаменитый актер приехал за несколько дней до своего выступления, сидел на всех концертах, а по окончании финального вечера со сцены поблагодарил участников за «музыкальный ликбез». В этом заявлении отразилась, возможно, главная особенность фестиваля: способ его коммуникации с аудиторией. Плёс — место дорогое, эдакая волжская Рублевка. И публика, три дня уикенда собиравшаяся в Левитановском центре, явно состоятельная и благополучная. Прежде у нас человек, как только становился благополучным и состоятельным, почти непременно начинал безапелляционно судить обо всем и диктовать свой вкус, каким бы убогим тот ни был. Но вот, оказывается, образовалась генерация, у которой карьерный и вообще жизненный успех не служит основанием для непробиваемого самодовольства, напротив, эти люди готовы признавать лакуны в своем культурном опыте, ищут новых знаний и впечатлений. Ориентация на них — стратегия президента и мецената фестиваля Алексея Шевцова. Стратегия успешная — не знаю, как в летний туристический сезон, а в эти три осенних дня Плёс был не волжской Рублевкой, но волжской Европой…»


Коммерсантъ

ЮЛИЯ БЕДЕРОВА

«…Фестиваль камерной музыки в миниатюрном туристическом городе, куда не добраться по железной дороге, шестой год подряд сохраняет высоколобый столичный стиль, просвещенческий пафос и буквально модернизирует городскую среду, не забывая при этом оставлять пронзительное художественное впечатление. В прошлом году фестиваль провели в новом, специально построенном концертном зале. Теперь в так называемом Левитан-холле обосновался новый рояль, наконец-то специально купленный для городских фестивальных нужд правительством Ивановской области…»

«Фестиваль всегда лаконичен — один уикенд и несколько концертов. Но в этот раз расписание выглядело особенно сдержанно и строго. Всего четыре камерных концерта и девять артистов (восемь из них — музыканты и один актер — суперзвезда Данила Козловский), всего два юбилея (Бенджамина Бриттена и Исаака Шварца) и один повод для торжества — "инаугурация рояля", так назвал первый вечерний концерт плесский меценат и покровитель фестиваля Алексей Шевцов.»


Московские новости

АЛЕНА СОЛНЦЕВА

«…в большом городе никогда не случится того чуда, которое легко и непринужденно происходит в зале Левитановского культурного центра, где стоит маленький, кабинетный рояль Bechstein (специально для фестиваля купленный администрацией города Иваново) и играют музыканты самого высокого класса — для небольшого круга людей, специально собравшихся здесь, чтобы услышать музыку…»

«…Жизнь коротка, искусство вечно. В общем, именно для того, чтобы понять, как важно выйти за пределы своих бытовых забот, сколь бы существенными они ни казались, и нужно ехать на Левитановский фестиваль. Там, среди тишины и осенней черноты, пугающего пространства и неспешного течения речных волн, понимаешь, что музыка — самое аполитичное, неидеологичное, самое абстрактное искусство — нужна человеку ни для чего. Просто так — как счастье…»

Короткая ссылка на новость: http://pliosvestnik.ru/~ZkwZh


Свежий номер в PDF

Плёсский вестник №106

Загрузить...

Наши колумнисты



Уравнение с двумя неизвестными

Как украли картины Левитана — наш комикс.




Предыдущие выпуски