Из жизни Спасского

Из жизни Спасского
31.05.2012

Из жизни Спасского

Продолжая серию публикаций, посвящённых окрестным деревням, входящим в состав Плёсского городского поселения, «Плёсский вестник» побывал в самых ближних к Плёсу местечках – деревне Прудское и селе Спасское.

Попутчик
Словно предвестием этого, оказался наш попутчик. Мы прошагали с ним отрезочек пути от автобусной остановки до отворотки на Прудское.
Сойдя с рейсового автобуса, наш попутчик немного перевёл дух, потом положил на левое плечо палку с полным пакетом каких-то покупок, который сразу оказался за его плечом, и так пошагал, чем-то напоминая странника.
– Раньше, – сказал попутчик Валентин Михайлович, – было село Спасское деревня Прудское. Теперь же всё называется Спасским, а бывшая деревня стала улицей Прудской.
Здесь стоит сделать оговорку, что деревней в России принято называть населённый пункт, где есть церковь. А селом – если церкви нет.
Тем временем мы дошагали до отворотки на улицу Прудскую, попрощались, и дальше каждый пошёл своей дорогой.

Заповедное место
Прудское (будем использовать это название) состоит из трёх рядов домов. Из них жилых порядка двадцати. Расположилось Прудское на невысоком взгорке левого берега реки Шохонка. А на её левом берегу, как раз напротив Прудского, – Спасское. Тоже на взгорке. Переход с одного берега на другой – по мосточку на железных сваях.
Поросшая по обеим сторонам берёзами и елями, Шохонка здесь похожа на живописное лесное озеро. И Прудское, и Спасское – будто заповедное место: живи и наслаждайся. Однако живущих здесь оказалось совсем мало. И подавляющее большинство – в так называемом золотом возрасте.
Не видно и скотинки, которая паслась бы на сочных травах. А впрочем, на окраине Прудского блондилась(паслась) вокруг колышка одинокая чёрная коза. Да стайки куриц под присмотром насильника-петуха искали что-то на земле.
На всё Прудское-Спасское скотинку держат только два человека – Николай и Фёдор Чудовы. Но оба растят только телят: у одного их три, у другого – один.
Афанасьевы
Мы пришли к дому № 13 на улице Прудской. К Юрию Ивановичу и Лидии Фёдоровне Афанасьевым.
Приятный на вид газифицированный домик с пластиковыми уже окошками, в огороде – несколько ухоженных грядок, в доме уютно и образцовый порядок. Телевизор хозяева дома смотрят через тарелку «Триколор». В общем, всё говорит о том, что здесь живут добрые и порядочные люди.
Юрий Иванович и Лидия Фёдоровна в Прудском – с рождения. Он всю трудовую биографию крутил баранку автомобиля. Она – работала на прядильной машине в цехе Василевской фабрики. Подняли на ноги двух детей – сына и дочь. Они теперь родителей поддерживают – регулярно приезжают из Плёса, чтоб помочь по хозяйству и дом лучше обустроить. Сын, как и отец, – водитель.

Криминальный случай
По-доброму рассказал нам Юрий Иванович об односельчанах. Их всего осталось не более двух десятков. Большинство в одиночку живут: Тамара Тройникова, Нина Кондачева, Нина Морозова, Павлина Ершова, Фёдор Чудов, Раиса Ершова, Тамара Краснова, Вадим Кучин, Елена Гурылева. А тех, кто парами, – меньше: Маутины, Чудовы, Егоровы, Щербаковы.
Живут одним миром. Ведут свои нехитрые дела. Берут воду из колодцев. Три раза в неделю встречают автолавки. Общаются с дачниками. Ходят в церковь, что через речку. А 4 сентября – на третий Спас – ежегодно собирают праздничные столы, чтобы семейно отметить деревенский праздник.
– Сейчас-то чего, – роняет мысль Юрий Иванович, – он тихо-мирно проходит, а вот раньше убийство было.
– Что за убийство?! – интересуюсь.
И выяснилось, что в прежние годы, когда жизнь на селе кипела-гудела, на каждый деревенский праздник регулярно случался гвоздь программы – драка. Стенка на стенку сходились парни из соседних деревень. С одной стороны союзниками выступали бойцы из Прудского и Спасского. С другой – парни из окрестностей: Выголова, Касимовки и Попкова. Правил в драке не существовало. Дрались всем, что под руку попадалось или что с собой принесли. А приносили песок в карманах, колья, солдатские ремни. Песок бросали в лицо сопернику и, пока тот глаза протирает, метелили его по полной программе…
В тот день (в каком году это было, Юрий Иванович не припомнит) дрались в Спасском – рядом с церковью, где обычно и проходили драки. «Махались», кажется, с касимовскими. Из-за чего? – Да кто ж теперь вспомнит! Но взаимной ненавистью так увлеклись, что убили парня из Выголова.
С тех пор за много лет ничего похожего здесь не происходило. Живут люди мирно.

«Великие голодранцы» в жаркое лето
О жизни Спасского нам рассказал старожил Геннадий Николаевич Ершов.
Оказалось, что быт Спасского ничем особым от быта Прудского не отличается. Только если наличием церкви, где службы ведёт священник Игорь Леонидович Зеленский. Из двадцати домов только в половине проживают старожилы. В остальных – дачники. А вот география мест, из которых они прибывают, пошире, чем в Прудском: Иваново, Кострома и даже далёкий Оренбург. Оттуда в Спасское регулярно приезжают Виктор Афанасьевич и Галина Ивановна Смирновы.
Самая старшая и умудрённая опытом в Спасском – бабка Таисья Лазаревна. Она 1924 года рождения. А самые молодые – Максим (5 лет) и Александра (8 лет) – дети Александра и Марии Михеевых.
Если принять во внимание, что вместе с молодыми родителями (им и 30 нет) проживают ещё мама и сестра Марии, то Михеевых можно будет считать самой многочисленной семьёй…
Мы не могли не поинтересоваться у Геннадия Николаевича, помнит ли он, как в Спасском снимали фильм «Великие голодранцы».
– Конечно, помню! Это было в 1972 году. Лето тогда очень жаркое стояло. В речке вода высохла. Трава жёлтая стояла. Такого лета больше потом не выпадало. Холодной воды можно было попить только из колодцев. Снимали в основном возле зданий бывшего магазина, клуба и на полях. Автобус съёмочной группы исколесил все окрестности Спасского.
К участию в массовых сценах активно привлекали местных жителей. Они и не отказывались. Ими двигали как минимум два интереса: желание увидеть себя на экране и получить денежку – за участие в съёмках тогда неплохо платили.
Короткая ссылка на новость: http://pliosvestnik.ru/~Co6mD