Наши колумнисты

Все / Алексей Шевцов / Дмитрий Ойнас / Екатерина Закаменная / Михаил Тимофеев / Наталья Мизонова / Павел Травкин / Ян Бруштейн

Ян Бруштейн

Кандидат искусствоведения. Автор поэзии и прозы, публиковавшихся в крупнейших литературных журналах. Автор семи поэтических книг. Член Союза российских писателей и Союза писателей XXI века. Победитель ряда литературных конкурсов, серебряный лауреат международного поэтического конкурса им. Н. Гумилева. Победитель национальной литературной премии «Поэт года» (2013 год).

Плёс - пространство свободы

04.06.2014

Как писал поэт Андрей Вознесенский: «В Иванове, а не в Москве на Таганке впервые начался поэтический театр, впервые в стране». В созданный Региной Гринберг театр из Москвы приезжали видные режиссеры и поэты: Юрий Любимов, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Белла Ахмадулина, Булат Окуджава и многие другие поэты. Они провели здесь много часов, добиваясь с режиссером авторского звучания спектаклей.

Молодежный поэтический театр-студия под руководством Регины Гринберг просуществовал на рабочей окраине Иванова, в Зубковском дворе, почти 40 лет. В феврале 1996 года здание театра сгорело, а в 2005-м ушла из жизни Регина Михайловна. Так закончилась целая эпоха уникального народного театра. Иваново было домом театра, а Плёс стал его настоящим пространством свободы.

ВИКИПЕДИЯ: Регина Михайловна Гринберг (1 марта 1927 — 11 июля 2005) — советский и российский театральный режиссер. Основатель и художественный руководитель Ивановского молодежного театра, Заслуженный работник культуры РСФСР (1976), Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2002), обладатель премии «Белая ворона» (2003).

Регина Михайловна Гринберг

На гастролях в Плесе в начале 60-х

На гастролях в Плесе в начале 60-х.

На излете своей удивительной и драматичной жизни Регина Михайловна Гринберг сочла меня подходящим для исполнения обязанностей личного водителя. Она звонила домой или на работу и своим не потерявшим тембра и энергии голосом объявляла:

- Ян, мне надо к врачу. Подъезжайте к трем и не опаздывайте!
Я дисциплинированно бросал все дела и в урочный час на своем здоровенном желтом форде приземлялся возле ее подъезда.
Регина выходила – крошечная, усохшая, в шубейке, как будто с чужого плеча, и грозно заявляла:

- Машина у вас какая-то высокая стала, помогите-ка вскарабкаться!..

От нее неистребимо пахло кошками. Ими да еще памятью о своем театре Регина и жила.

Кошек в квартире прославленного режиссера уже в то время не существовавшего, но все еще знаменитого Молодежного театра в это время обитало великое множество. А также котов и, соответственно, котят. Наши многочасовые телефонные разговоры нередко посвящались актуальным проблемам пристраивания кошачьего потомства «в хорошие руки»...

Однажды, когда театр еще был в силе и славе, когда тропа в мрачный Зубковский двор, в Ивановский молодежный театр, еще не заросла, и её знали не только местные театралы, но и столичные знаменитости – Вознесенский, Окуджава, Евтушенко, Кваша, несть им числа – Регина позвонила мне рано утром.

- Ян, – мрачно вымолвила коммунистка Гринберг, – Бог, кажется, есть...

И она рассказала душераздирающую историю о том, что произошло минувшей ночью. Около четырех утра своему режиссеру позвонил бывший студиец, мучимый совестью и, возможно, похмельем – незадолго до этого Регина, несмотря на очевидные актерские способности, безжалостно изгнала его из театра за «нарушения режима». Что он собирался сказать, мир уже не узнает, поскольку разговор был прерван катастрофой: со стены переполненной архивами регининой квартирки сорвалась тяжеленная книжная полка и рухнула точно на подушку, где только что покоилась голова нашего режиссера.

Действительно, Всевышний позаботился, чтобы Регина Гринберг прожила долгую великолепную и полную тягостей жизнь, чтобы она узнала сладость побед и горечь потери своего единственного дела. Чтобы в один из обычных дней новой буржуйской эры она мне позвонила и сказала странно спокойным и звенящим голосом:

- Знаете, Ян, мой театр сожгли...

Cпектакль «Памяти друга»

Cпектакль «Памяти друга» – я в первом ряду.

И чтобы она перемогла еще много одиноких, наполненных воспоминаниями лет.

Нет, конечно, Регина была не одна – не только любимые кошки, но и мы все не оставляли своего режиссера. По возможности... Рядом был чаще других Андрей Афанасьев – самый верный, самый преданный.

В отличие от меня, подвизавшегося в Молодежном всего пять лет, да и то на второстепенных ролях (театр дал мне куда больше, чем я ему), Андрей прошел рядом с Региной весь путь, до последнего ее часа. И потом именно он написал об этих годах и своем режиссере чудесную, остроумную и горькую книгу.

Я тоже много чего писал о театре все это время, но больше – «нужные» статейки в газеты и журналы.

- Ян,– звонила мне Регина, – мы боремся за автобус, без него невозможно. Необходима статья – надавить на этих бюрократов...

Да уж, бороться Гринберг умела и делала это с размахом и удовольствием. Ее имя, произнесенное в чиновничьих кабинетах средней руки, производило эффект ежа, запущенного в штаны. Стаканы начинали звенеть, шкафы покачиваться, а государевы люди бледнели и хватались за валидол.

Регина выстроила свою вселенную. В центре был Театр – конкретный, наш – и остальные секторы мироздания предназначались для помощи детищу могучего режиссера, для обслуживания и восхищения. И если какой-то из миров не выполнял свою функцию, он подлежал остракизму, осмеянию, изничтожению и поношению. Многим смириться с такой позицией было трудно, но именно она, с учетом безусловной уникальности и таланта, и давала театру силы выстоять.

А жить было трудно. Застой, о котором так сейчас тоскуют многие, был вязким и обволакивающим.

Никогда не забуду, как мы то ли двенадцать, то ли шестнадцать раз сдавали худсовету управления культуры спектакль «Замок Надежды» по стихам и песням Булата Окуджавы – один из двух, в которых я скромно участвовал. Спектакль новаторский, не зависящий от размеров сцены или зала – его можно было играть даже на площади!

Обсуждение каждый раз было мерзейшее. Чиновные заседатели одновременно и тряслись от «кабычегоневышло», и с удовольствием измывались над режиссером. А мы играли, как будто шли в бой.

Конечно, можно было покалечить спектакль, сделать все так, как требовали, а потом ... играть по-своему. Но это было не для Регины! Она боролась, привлекая в помощь Михаила Ульянова и «Женю Евтушенко», еще кого-то... и в очередной раз победила.

Впрочем, в самые тяжкие времена было и у ребят из Молодежного, и у самой Регины удивительное пространство свободы – маленький волжский Плес. Сюда почти каждый год, начиная с 1961-го, со спектакля «Заводские ребята» по пьесе А.Шура, вывозились премьерные спектакли – порой даже до их разрешения всякими худсоветами. «Баня» В Маяковского – в 1962-ом, «Современная баллада» и «Молодые современники» – в 1963-ем... Этот список можно продолжать долго.

Но Плес для коллектива Молодежного театра был не только полигоном, на котором обкатывались новорожденные спектакли. Сюда артисты разных поколений во главе со своим режиссером уезжали летом – отдохнуть, надышаться волжским бунтарским воздухом и, главное – репетировать прямо на берегу великой реки, или на лужайке под старыми деревьями. К сожалению, работа и молодая семья не позволяли мне проводить на этих вакациях столько времени, сколько хотелось. Я вырывался на выходные и страшно завидовал остальным: Плес был прекрасен, да и репетиции с Региной чаще всего оказывались невероятно увлекательными.

Однако участвовать в спектакле на сцене Плесского ДК мне все-таки довелось. Мы показывали «Замок Надежды», еще не надеясь, что у него будет какая-то дальнейшая жизнь.

Я по опыту выступлений на других полудеревенских сценах ожидал, что в зале будут несколько старушек и куча галдящей ребятни. Однако публика оказалась замечательной – интеллигентные дачники, столичные и провинциальные актеры из санатория ВТО... Да и коренные жители, и даже дети вели себя чинно и доброжелательно.

Мы играли – так птицы летят над Волгой – свободно и самозабвенно. Потому что это действительно было пространство свободы!

Короткая ссылка на новость: https://pliosvestnik.ru/~cEeid

Возврат к списку

Комментарии (0)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

Свежий номер в PDF

Плёсский вестник №106

Загрузить...

Наши колумнисты



Уравнение с двумя неизвестными

Как украли картины Левитана — наш комикс.




Предыдущие выпуски